Врач рассказал об опасном осложнении при коронавирусе
Как лечить тромбоз и на какой стадии болезни он возникает, «Парламентской газете» объяснил член думского Комитета по охране здоровья Валерий Елыкомов
Валерий Елыкомов. Фото: пресс-служба Государственной Думы
Примерно у 30 процентов больных коронавирусной инфекцией наблюдаются признаки опасного тромбоза, который возникает в результате воспаления лёгких и может быть виновником многих смертей, установили британские медики. О том, как остановить процесс внутрисосудистого свёртывания крови и почему не нужно принимать лекарства в целях профилактики тромбоза, «Парламентской газете» рассказал доктор медицинских наук, член Комитета Государственной Думы по охране здоровья Валерий Елыкомов.
— Валерий Анатольевич, почему у определённого количества больных COVID-19 возникает тромбоз?
— По большому счёту любой тяжёлый процесс, который происходит в организме, меняет систему свёртывания и противосвёртывания крови. Тромбоз — это диссеминированное внутрисосудистое свёртывание крови, или ДВС-синдром. Он опасен тем, что блокирует микроциркуляцию жизненно важных органов, в первую очередь лёгких. И то, что при коронавирусе поражается эта система, было известно.
Было исследование одного из параметров, который является маркером этого внутрисосудистого свёртывания крови, — D-димер. Нарастанием D-димера сопровождаются тяжёлые формы коронавируса. Этот маркер вошёл во временные рекомендации по лечению коронавируса, об этом писали и китайские учёные, и Всемирная организация здравоохранения.
— Какие есть методы лечения тромбоза у коронавирусных больных?
— Вскрытия, которые были проведены среди ковидных больных, показали, что у некоторых из них развивалась полиорганная недостаточность, были поражены печень, почки, надпочечники и ряд других органов, поражение которых приводит к фатальному концу. Чтобы так не происходило, во временных рекомендациях прописано, что необходимо применять антикоагулянты, это разного рода гепарины. Эта технология использовалась во время эпидемии свиного гриппа 2009 года, например, в моём Алтайском крае, когда мы первых беременных потеряли. Потом она многократно применялась при прочих тяжёлых поражениях лёгких.
Технология, кроме гепарина, включает в себя плазмаферез, то есть очистку крови, и введение свежезамороженной плазмы.
Если у больного по-настоящему снижается ДВС, болезнь переходит в тяжёлую форму со снижением тромбоцитов, то используется тромбомасса, то есть переливание гипериммунной плазмы от переболевших к больным. В данном случае эта плазма несёт двойную функцию — и свежезамороженной плазмы, и средства с антителами против коронавируса.
— Стоит ли принимать какие-то лекарства для профилактики тромбоза сейчас, во время эпидемии?
— Нет. Лечиться нужно тогда, когда человек болен, причём в тяжёлой форме. А если у него только выявили коронавирус, болезнь протекает в лёгкой форме, он спокойно переносит её на ногах, то принимать препараты незачем. Организм сам справляется.
— — —