Hit enter after type your search item

Губернаторов обяжут помогать региональным омбудсменам

в
/
0 :: 90

Чиновники должны будут предоставлять уполномоченным по правам человека всю необходимую им информацию

Губернаторов обяжут помогать региональным омбудсменам

Андрей Клишас. Фото: Михаил Нилов / ПГ

Профильный комитет Совета Федерации рекомендовал к одобрению принятый Государственной Думой в третьем чтении Федеральный закон «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации». Новации закона прокомментировал в интервью председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Александрович Клишас.

— Андрей Александрович, возглавляемый вами комитет рекомендовал Совету Федерации одобрить закон о региональных уполномоченных. Чем вызвана необходимость его разработки, ведь уже предусмотрено правовое регулирование их деятельности на федеральном уровне?

— Действительно, в статье 161 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», введённой по инициативе Президента РФ в 2015 году, закреплены основные положения, регламентирующие деятельность региональных уполномоченных. Вместе с тем институт уполномоченных развивается, повышается его значимость и востребованность. Также правоприменение выявило недостаточность имеющихся у уполномоченных в субъектах Российской Федерации юридических и организационных возможностей для защиты прав и свобод граждан и воздействия на правозащитную обстановку в регионах.

В связи с этим был подготовлен отдельный закон, устанавливающий единые принципы организации деятельности региональных уполномоченных, а также закрепляющий общие основы их взаимодействия с органами публичной власти и институтами гражданского общества.

— Какова степень участия в разработке закона уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и региональных уполномоченных?

— Авторами законодательной инициативы выступили сенаторы. При этом на всех стадиях подготовки и рассмотрения проекта мы находились в постоянном тесном взаимодействии с Татьяной Николаевной Москальковой и региональными уполномоченными. Следует отметить, что основной запрос на подготовку нового закона и его основные положения исходили именно от уполномоченных по правам человека.

Текст закона неоднократно обсуждался на заседаниях Совета уполномоченных по правам человека, Координационного совета российских уполномоченных, а также координационных советов в федеральных округах. Были изучены и учтены более 400 предложений и замечаний по тексту проекта.

Важно подчеркнуть особую роль рабочего аппарата уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и лично Татьяны Москальковой в работе над законом.

— Какие положения закона вы считаете наиболее важными?

— В законе установлено, что порядок взаимодействия всех территориальных органов федеральных органов исполнительной власти с региональными уполномоченными, в том числе порядок оказания содействия уполномоченным, определяется нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. То есть каждое федеральное ведомство должно чётко прописать правила взаимодействия, которые будут распространяться на всю территорию Российской Федерации.

Сейчас порядок в отдельных случаях регламентируется соглашениями о взаимодействии между региональными уполномоченными и территориальными органами. В отношении же территориальных органов ФОИВ, подчиняющихся Президенту РФ, у региональных уполномоченных полномочия в настоящее время не закреплены в законе.

— Закон чётко разграничивает формы обращения к региональному уполномоченному и меры его реагирования. Жалобы к уполномоченному рассматриваются в особом порядке, права и обязанности уполномоченного при их рассмотрении чётко обозначены.

— Определены гарантии деятельности уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации, в том числе в части обязанности должных лиц предоставлять запрашиваемую информацию и оказывать иное содействие уполномоченному.

Текст закона неоднократно обсуждался на заседаниях Совета уполномоченных по правам человека, Координационного совета российских уполномоченных, а также координационных советов в федеральных округах. Были изучены и учтены более 400 предложений и замечаний по тексту проекта.

Закреплена обязанность уполномоченного лично представлять ежегодный доклад на заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Предусмотрено право регионального уполномоченного использовать правовые средства защиты, принимать меры, предусмотренные законом, не только при рассмотрении жалоб, но и при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод человека и гражданина либо в случаях, имеющих особое общественное значение, при защите интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты.

Установлено право уполномоченного создавать консультативный (экспертный) совет, осуществляющий деятельность на общественных началах, иметь общественных помощников и образовывать общественные приёмные на территории субъекта Российской Федерации.

— В каких случаях правильнее обращаться к федеральному уполномоченному, а в каких к региональному?

— Закон не ограничивает право человека обращаться к уполномоченному любого уровня. При этом в законопроекте предусмотрена норма, что в случае если лицо одновременно обращается с жалобой в адрес федерального и регионального уполномоченных, то жалоба с прилагаемыми к ней материалами передаётся на рассмотрение уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.  

Читать в источнике…

— — —

Понравилась статья, расскажи друзьям!

Отправить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This div height required for enabling the sticky sidebar
Ad Clicks : Ad Views :